Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

18.08.2016 09:42 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 19.08.2016 г.

Герой труда на все времена

Автор: По материалам книги «Амурцы-герои»

КОТЕНКО Григорий Пантелеевич родился 12 января 1907 г. в с. Онуфриевка Кировоградской области в семье рабочего. Трудовую деятельность начал в 1924 г. столяром в совхозе «Онуфриевский». Спустя несколько лет был уже помощником директора совхоза. В 1930 г. призван в Красную Армию. Уволен в запас старшим разведчиком.

В 1939 г. окончил Дубровицкую школу директоров совхозов при Народном комиссариате совхозов СССР и был направлен в Амуркую область директором совхоза «Партизан» Тамбовского района. Почти полвека бессменно оставался на этой должности, за исключением 1951-1953 гг., когда избирался председателем исполкома Тамбовского районного Совета депутатов трудящихся.
Проявил исключительные организаторские способности, вывел отсталое хозяйство в передовые. Звание Героя Социалистического Труда присвоено в 1966 г. Награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, медалями. Почетный житель Тамбовского района. Умер в 1990 году.
В Григории Пантилеевиче поражало многое. Как может человек, окончивший лишь двухклассное училище и школу директоров совхозов, так чувствовать амурскую землю, если он родился и вырос за тысячи километров от Дальнего Востока, на благодатной Украине?!
До сих пор старожилы Раздольного, которым в те далекие сороковые годы было лет по десять, гордятся, что здоровались с Пантелеевичем за руку, что звал их всех по именам, знал, чьи они ребятишки. В ту пору жесткой дистанции между начальством и подчиненными это было в диковинку. Котенко же уважительно относился к людям, независимо от должности, профессии и возраста.
Кто-кто, а Котенко знал ситуацию в поле, мастерских или на зерновом дворе как свои пять пальцев. Вставал в четыре утра и до планерки все хозяйство осматривал. Водители хорошо знали директорский «виллис» или «ГАЗ-69». Когда не было машины, то на лошади объезжал хозяйство. Котенко из тех руководителей, кто все знал, все успевал и все помнил.
В этом А.П.Шеломенцевупришлось убеждаться не однажды, ведь их дорожки не могли не пересекаться: Шеломенцев пять лет руководил районной комсомольской организацией, а позже столько же возглавлял Тамбовский райисполком. Так что с его оценкой: «Ступников был степенным председателем, а Котенко – это мотор», нельзя не согласиться.
Такие разные, они невольно дополняли друг друга. Михаил Максимович, председатель соседнего колхоза «Приамурье», тоже получивший в 1966 году звание Героя Социалистического Труда, называл Котенко не иначе как «пацан», хотя старше был всего на пять лет. А тот ни в чем не хотел Ступникову уступать: ни в урожайности, ни в спорте, ни в самодеятельности. Помнится, Григорий Пантелеевич приказал в Раздольном создать такой же хор, как у Ступникова в Козьмодемьяновке. Нет, даже лучше: для любителей народных песен были созданы все условия, а из Серышева худрука специально пригласили.
Как давались эти победы Котенко, когда его в 32 года партия направила на Дальний Восток, в незнакомую доселе Амурскую область, сейчас рассказать трудно. Но однозначно – трудом. Каждодневным, тяжелым, подчас изнурительным. Ведь Григорий Пантелеевич был десятым директором «Партизана» – крупнейшего по размерам посевных площадей, техническому вооружению хозяйства. Но, то был скорее колосс на глиняных ногах — настолько в совхозе слаба была производственная и трудовая дисциплина. Настолько все было разлажено, что обком партии решился на крайнюю меру. Решился, как говорится, поменять коней на переправе. Котенко приехал в Раздольное, когда до уборки зерновых оставалось две-три недели.
Слух, что нового директора прислали из самой Москвы, потому, дескать, он к сельской жизни не приспособлен, а значит, долго не задержится, пришел в Раздольное раньше. Особых надежд на новое начальство сельчане не питали. Но их поначалу удивила его внешность: старожилам запомнились брюки, заправленные в кирзовые сапоги, простой пиджачок. А потом как много он работает — четыре утра, а Котенко уже в кабинете, что-то выписывает.
Первое впечатление директора не радовало: совхоз к уборочной не готов. А самое главное — раздражала всеобщая апатия. Даже специалисты не скрывали своего настроения: «Наша земля больше не родит». С этим «больше не родит» Григорий Пантелеевич бился отчаянно, стараясь переломить устоявшееся мнение. Сам перелопачивал зерно на совхозных токах, когда пошли дожди и надо было спасать только что собранный хлеб. Но уже весной следующего, 1940 года «Партизан» за сев получил дорогую по тем временам награду — переходящее Красное знамя райкома партии и райисполкома.
Директор совхоза поздравил людей с первой победой. Но без всякой передышки приказал строить навесы на зерновом дворе, чтобы не допустить прошлогодних потерь из-за непогоды. В том году «Партизан» впервые получил прибыль. Борьба за новые успехи началась и продолжалась под руководством Котенко без малого полвека.
Великая Отечественная стала тем самым испытанием на прочность. Как бы трудно ни было, но совхоз достроил два овощехранилища, возвел коровник, телятник, конюшни, мастерскую для капремонта сельхозтехники... В 1942 году «Партизан» получил невиданную до тех пор прибыль — 1 миллион 354 тысячи рублей, которые пошли на нужды обороны. Более того, за первую военную зиму сельчане собрали 156 тысяч рублей и 92 тысячи облигациями. На общем собрании было решено отправить телеграмму Верховному Главнокомандующему с просьбой построить на эти деньги два самолета и присвоить им имя «Рабочие совхоза «Партизан».
В 1950 году государству было продано мяса в четыре раза больше, чем в 1945-м, молока – почти втрое. Но рядом еще сводили концы с концами отстающие хозяйства, нужно было поднять и их. Григория Пантелеевича избирают председателем райисполкома — партии понадобились его организаторские способности. Привыкший заниматься конкретным делом, видеть конкретные результаты своих бессонных ночей и трудных будней, Котенко выдержал лишь два года кабинетной работы, бесконечных совещаний и «разборов полета». Земля, родные места, люди звали его обратно. И он вернулся! Вернулся, чтобы вновь ринуться в бой. На этот раз за целинные земли — в районе этого «добра» было достаточно. Шел 1954 год. Целину осваивали не только в Казахстане, но и в каждой области и районе.
Бывшему генеральному директору «Партизана» Геннадию Зражевскому довелось не раз встречаться со своим предшественником на собраниях, стройках, которым не было конца как в совхозе, так и в агрофирме с одноименным названием. Равняться на Котенко, сохранить и приумножить то, что было сделано им, Геннадию Алексеевичу, безусловно, удалось.
Разве не легендарен этот случай? Когда Котенко убедили, что при такой мощной зерновой базе надо развивать свиноводство, он взялся за дело по-хозяйски — пообещал свинарок премировать за каждого поросенка. Слово сдержал, и в первый же год поголовье увеличилось более чем вдвое. Но где размещать эти десять тысяч поросят? Коровы уходят в летние лагеря, а Котенко в коровники ставит свиней. Пока похолодает, совхоз от своей скороспелой отрасли получает не одну тысячу рублей. Чем не современный бизнесмен?
Можно еще сотни строк посвятить производственным успехам «Партизана». Не забыв, к примеру, о том, что план десятой пятилетки совхоз выполнил за два года, за что в 1976 году был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Или вспомнить, когда в 1982 году была принята Продовольственная программа, то оказалось, что показатели, которые в масштабах страны намечено было достичь в 1990 году, совхоз уже давно превзошел. Причем по зерну и мясу — даже вдвое. Но коллектив продолжал строить откормочные площадки, увеличивать посевные площади, одевать в бетон и асфальт свинокомплекс, благоустраивать быт и жилье своим людям, заботиться о селе.
А сколько здесь училось поколений амурских земледельцев... Пройдя хорошую школу, они потом становились крепкими руководителями. А бывший управляющий третьим отделением совхоза Иван Игнатьевич Багров, можно сказать, в точности повторил путь самого Котенко. Его совхоз «Пограничный» имеет такой же орден, как у «Партизана», а ученик стал Героем Соцтруда, как его учитель.
Все радости и невзгоды вместе с Григорием Пантелеевичем разделяли его товарищи по работе, его большая семья: И.Исаченко, П.Белоус, С.Бесхлебный, В.Бятец, Г.Гаврин, Г.Ревякин, М.Брацун, М.Жидов, А.Есипенко, П.Холимова, В.Кривченко, Н.Пивченко, М.Советников, А.Нейман, А.Кузнецов, В.Зенин и многие другие. Они вместе радовались орденам, медалям, Почетным грамотам, которые будто обильным дождем проливались на благословенный «Партизан». Радовались, что имя сына Котенко — Виктора Григорьевича, капитана теплохода, – гремит на все Приамурье, что растут внуки.
Г.П.Котенко будут помнить наши потомки, а его трудовым подвигом станет гордиться не одно поколение амурчан. ...Григорий Пантелеевич никогда не был агитатором, но стал им по призванию. Не оканчивал институтов, но стал учителем тысяч. Потому что был Личностью. Героем труда на все времена.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

154