Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

28.10.2016 09:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 28.10.2016 г.

Туда, где кончается солнце

Автор: Софья Фёдоровна ВАСИЛЬЕВА, с.Тамбовка (Из книги «Дети репрессированных о времени и о себе»)

А.В.Яковлева с внучкой Анютой

В 1997 году Ассоциация корейцев России организовала акцию под названием «Поезд Памяти», приуроченную к 60-летию депортации всего корейского населения с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Во Владивостоке был сформирован поезд из 8 вагонов, который тронулся 11 сентября до Ташкента, повторив маршрут печального корейского исхода. Живые потомки выселенных с родных, обжитых мест хотели проделать тот же путь, чтобы напомнить всем и себе, что произошло тогда, в далёком 1937 году.

А произошло то, что по Постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О выселении корейского населения пограничных районов Дальне-Восточного края» №1428-32 СС (совершенно секретно) от 21.08.1937 г., подписанного Сталиным и Молотовым, «в целях предотвращения японского шпионажа» всех корейцев Приморья, Приамурья, Сахалина и Забайкалья перевезли в скотских вагонах на солончаки и пески. И там бросили среди зимы беспомощными — хоть подыхай.
Конечно, старики, дети, больные по дороге умерли, но те, кто добрался в силу своего оптимизма, трудолюбия и выносливости, выжили, и, когда их сняли со спецучёта и дали паспорта, вернулись на родину, а кто и остался. Таким образом, в XX веке именно советские корейцы первыми испытали на себе тяготы невольничьих караванов, совершённых в товарных поездах, под эшелонным конвоем. Это уже после корейцев повезли литовцев до моря Лаптевых, финнов — до Енисея и Лены, немцев в ту же Среднюю Азию и Сибирь, чеченцев, кабардинцев, татар, курдов, иранцев, поляков и .... русских.
Результатом депортации стала полная деградация культуры, науки и образования: репрессивная политика уничтожила писателей, поэтов, работников культуры и интеллигенцию. Был забыт родной язык. Мы стали русскими, как и все репрессированные. Русские корейцы говорят и думают по-русски, это наш родной язык. Знаменитый писатель Анатолий Ким в мире зовётся русским писателем. Как сказал поэт: «У меня глаза узкие-узкие, у меня слова русские-русские...»
Мой отец Ан Фёдор Андреевич родился на Сахалине. Рано потерял родителей. Его и сестру Софью воспитали русские. В 1936 году в городе Николаевске на танцах встретил красавицу-эвенкийку. Это была моя мама Яковлева Анна Васильевна, в то время учащаяся школы – ликбез для детей народов Севера. Мама вспоминала: «Смотрю, у дверей стоит милиционер, высокий, красивый, брови ниточкой». А в 1937 году их повезли в «светлую счастливую новую жизнь». На остановках их выгоняли из вагонов и заставляли танцевать с радостным выражением лица. В вагонах помещали, соразмеряя габариты, животных и людей (12 лошадей – 40 человек). Не давали питания, воды, а, главное, не обеспечивали такого простого дела, как оправление естественной нужды. Люди теряли стыд и превращались в послушную скотину...
Папа не доехал до степей по причине родов мамы. Сошли на станции Или, где 15 января 1938 года родился Николай, Кукульчик, как всю жизнь звала его мама. Потом у них родилось ещё двое детей: Валя и Алёша. В 1941 году папу призвали на войну, с которой он вернулся в 1946 году. Через год родилась я, потом брат Вася в 1949 году и сестренка Надя в 1952.
Тогда мы жили уже в с.Чубар Алма-Атинской области. Папа работал на электростанции, мама — в колхозе. Валя и Алёша умерли в войну от болезней и голода. С отцом стало жить лучше: купили корову, сменили жильё на лучшее. Отец всегда проводил с нами свободное время. Я думаю, что он был романтиком, водил нас по степи, ручьям, мы ловили рыбу, собирали какие-то травки. Часто к нему собирались друзья-корейцы, они сидели тихо, степенно, разговаривали на своём языке. Они все воевали. В 1952 году папа заболел и умер. Сердечнососудистая недостаточность, так было написано в справке о смерти. Ему было 50 лет. Когда его хоронили, Кукульчик то и дело падал в обморок. Бросил сразу школу и с 15 лет работал у казахов, пас баранов. К тому времени мама списалась с родственниками из Зейского района, и в 1956 году на мартовских каникулах мы уехали на Дальний Восток.
Нашими соседями были немцы и чеченцы. Нам жилось нелегко, мы были там изгоями, нас называли японскими шпионами, врагами народа, а немцев — фрицами. В основном, соседи были у нас немцы, казахи рядом не поселялись. Соседи нас жалели, поскольку мама осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы выжить, шила по ночам, а днём с 6 утра до 10 часов вечера зарабатывала в колхозе трудодни. На них давали солому и пшеницу. Пшеницу надо было везти на мельницу. Всегда не хватало муки, и всегда хотелось хлеба. Масло били из своего подсолнуха, поэтому у нас был большой огород 25 соток. Память об отце хранили, часто ходили на его могилку, но со временем утеряли даже военные награды. И не помню, а, может, и не было его рассказов о депортации и о войне? Да и мне было около 5 лет. Но до сих пор я помню его лицо на портрете: высокий лоб с густой шевелюрой, большие серьёзные глаза, крупный нос и небольшой красиво очерченный рот.
Все мы получили образование, имели работу, ценим жизнь, Родину и всё, что имеем. Не знаю, как бы мы жили, если б не депортация. Но как представлю, сколько беды она принесла моим родителям, душа разрывается на части. Конечно, папа достойно перенёс тяготы переселения, оставил немалый след на земле, любил землю (какие он выращивал арбузы!). Сейчас фамилии русских корейцев на слуху: Цой, Ким, Пак. Родина ими гордится, а народ любит, ценит, уважает. Слава Богу! А на Олимпиаде в Сочи-2014 мою фамилию прославил Виктор Ан, завоевавший три золотые и одну бронзовую медали в шорт-треке.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

18