Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

12.11.2015 14:36 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 13.11.2015 г.

Прошлое, как во сне

Автор: А.ТРИЖИЦАК

Фото автора

Цветкова Васса Венидиктовна живёт у дочери Лидии Фёдоровны Никулиной. Летом мы встречаемся с ней, когда она гуляет по двору, занимается цветами, овощами, хлопочет на приусадебном участке. Напевный её говор, блестящие глаза, необыкновенные имя, отчество запоминаются сразу. Васса Венидиктовна интересуется всем, что её окружает. Она ветеран Великой Отечественной войны.

«Родилась я в Вологодской области в селе Алексеево 3 сентября 1927 года. Мне уже 88 лет, лёгкого в жизни не было, всё пережила, сейчас прошлое, как во сне – рассказывает Васса Венидиктовна. Отец Малов Венидикт Васильевич и мама Пелагея Прокопьевна работали в колхозе. В семье было трое детей. Я окончила 7 классов и не пошла больше в школу. Мама ругала меня, но я решила: надо ей помогать. Колхоз был небогатый, если урожай хороший, то и зерна на трудодень получишь, а другой год – на заработанный трудодень по 200 граммов зерна получали. Мы работали в колхозе, когда началась война. У отца была бронь, на войне не был. Мне 14 лет, всё делали вручную. На молотилках работали, снопы в них кидали, солому отгребали. Боронили на конях. Дали мне вожжи в руки, иди, борони поле. А конь как-то взвился, рванул, от меня ускакал. Сил в руках не было вожжи удержать. На дровнях возили зерно в мешках за 50 километров. Мешок взвесим на весах, его мне на спину, неси. Упал мешок, и я вместе с ним.
Выращивали на полях рожь и лён. Во ржи летом росли васильки. Лён цветёт маленькими голубыми цветочками, поле, как море голубое, ветер волнует лён и кажется, что волна за волной плывёт. Красиво! Лён вручную дёргали, связывали в снопики, снопики — в шалашики, потом снопики высохшие кидали в одер, телега такая с решётками с обеих сторон. Возили на ток, где выбивали зерно из снопов, а лён теребили плоскими досками, били его, чтобы на волокна разделить. Подросла я, и нас, девчонок, мальчишек мобилизовали на трудовой фронт. Три года, с 1942 года и до конца войны, работали мы под Ленинградом, резали торф на торфяных болотах. Работа тяжёлая, ручная. Такой резак был, вонзишь в торф и ногой с силой надо на него надавить, чтобы он резал. Получались кирпичики, клали их в клетки, сушили. Потом в гурты эти клетки складывали, приезжали машины, торф увозили. Он служил топливом для паровозов, им топили печки, сырье поставляли и на электростанции Ленинграда. Жили мы в бараках, работали с утра и до вечера. Один выходной был, надо было постирать, помыться. Работали в резиновых сапогах, в воде бывало холодно. На здоровье отразилось. После войны вернулась домой.
Шло время, жизнь менялась. Вышла замуж за Цветкова Фёдора. Он с 12 лет уже работал в МТС слесарем, осваивал трактора, комбайны. Стал механизатором в колхозе, я работала уже учётчиком, всё-таки у меня образование. Четверо детей родили. Валентина, Лида, Николай, Владимир появились друг за другом. Колхоз был слабым, достатка не было. Вот и говорит мне муж: «Поехали на Амур счастье своё искать». А я как ниточка за иголочкой. Приехали в 1964 году по переселению в колхоз «Заря». Нас хорошо встретили, дали дом в Бугровом. Муж механизатор, а я весовщик в колхозе. Взвешивала машины с зерном, отправляла их высыпать зерно в бурт. Каждый месяц взвешивала молодняк – бычков, тёлочек. Дойного стада в Бугровом не было.
Только муж Фёдор Владимирович вскоре умер, похоронила в 1971 году его. Осталась одна с четырьмя детьми. Валентина окончила медучилище, жила в Благовещенске, Лида училась в финансово-кредитном техникуме, ребята при мне. Детей надо было кормить, одевать, учить. Со всем справилась. Лёгкого в моей жизни ничего не было.
В 1977 году переехали мы в Муравьёвку. Бугрового не стало, на этом месте теперь располагается Муравьёвский парк, где наблюдают за журавлями и другими птицами, которые гнездятся здесь.
В Муравьёвке работала заведующей новой столовой. А потом до самой пенсии экспедитором-лаборантом, возила молоко на Тамбовский маслозавод. Моталась на молоковозах: утром, вечером по трём фермам соберу молоко, определю его жирность, сдам на маслозавод. Три фермы в колхозе было – в Резуновке, две в Муравьёвке. Ферма в центре села – старой постройки, её потом закрыли. За Муравьёвкой построили новую ферму, капитальную, здесь и условия для работы были лучшими. С этой должности и на пенсию вышла. Дело было давно, – задумчиво произнесла Васса Венидиктовна.
Кто мне имя такое дал? Отец говорил, что сестра у него была Васса, так и меня назвали. Дети мои рядом, Валентина живёт в городе, Николай в Муравьёвке, Владимир в Тамбовке. Отношение к матери очень доброе, уважительное. Зять Николай, у которого живу, относится ко мне хорошо. Внуков, правнуков много».
Васса Венидиктовна получила правительственную награду, юбилейную медаль в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Доблестный её труд по достоинству оценён, она не зря живёт на свете. Сейчас исполняет самый главный материнский долг – наставляет детей, внуков, правнуков, учит их уму-разуму. Валентина написала матери стихи в честь её юбилейного дня рождения, в которых есть строчки: «Мама, ты в детях воплотилась, во внуках отразилась».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

71