Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

10.11.2016 09:56 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 11.11.2016 г.

Воспоминания тревожат

Автор: А.ТРИЖИЦАК, председатель Совета ТРОО «Ассоциация жертв политических репрессий»

Мы собрались в музее, где для чая накрыли стол его работники, чтобы поздравить с юбилеем нашего соратника Вайса Виктора Эриховича.

Мы вручили Виктору Эриховичу общественную медаль «Дети войны». Виктор Сергеевич Межавитин зачитал поздравление с сердечными пожеланиями, Лидия Тимофеевна Кравцова подарила цветы, а Дуплищев Анатолий Иванович выдал весомый конвертик. Разрезали тортик, и ели его, запивая зелёным чаем. Потекла неспешная беседа с незабываемыми темами: детство, мама. Именно в детстве пришлось пережить многим разлуку с родителями или перенести какие-либо неприятности. Вспоминали своё прошлое дети, оставшиеся в малолетнем возрасте без попечения родителей, необоснованно репрессированных по политическим, национальным и другим мотивам.
Из Поволжья семью Вайс депортировали в августе 1941 года, отца забрали на трудовой фронт, а семью оставили на выживание. Постоянный голод, а весной – в поле, в лес – искать съедобные корешки и вершки, – так запомнил своё детство Виктор Эрихович.
«А нас в школе ребята обстреливали из рогаток – враги. Ходили на ферму, матери помогали, она работала в колхозе», – добавил о своем детстве Михайленко Анатолий Алексеевич. У него при «массовых операциях по изъятию антисоветских элементов» арестовали отца и дядю. Отца расстреляли, а дяде повезло: остался жив. Мамы остались в семье кормилицами, всегда были детям опорой и надеждой.
«Моя мама добавила мне два года, чтобы меня приняли на работу, и я с десяти лет работала на мельнице. А летом на полях прополкой занималась. Нас у мамы было шестеро, трудно ей было одной», – рассказала Лидия Тимофеевна Кравцова. Её отца Брагина Тимофея расстреляли в годы Большого террора.
«А мою маму ещё девчонкой отправили на Колыму. Она работала в войну на заводе, на выходные поплыли к бабушке в гости, а на обратном пути девчонки не справились с течением реки и опоздали на завод. Кара последовала незамедлительно – в концентрационный лагерь», – сообщила Сидякина Лариса Григорьевна.
«В день рождения моей мамы – шестнадцать лет ей исполнилось – её прямо с поля, в чём была, забрали и отправили в Воркуту работать на шахтах», — рассказала Вера Абрамовна Еськина.
«Когда моей маме сообщили о реабилитации моего отца, она пошла в библиотеку, чтобы узнать, что обозначает это слово», – поведала Валентина Семёновна Редькина.
Потихоньку спели песню «Посидим по-хорошему, пусть виски запорошены…». Лидия Тимофеевна похвалила Вайса: «Виктор Эрихович очень хороший человек. Он всегда помогает нам, одиночкам, что-то починит, что-то исправит, что-то подскажет. Сам трудится на даче. Мы, соседи, ему очень благодарны за его отзывчивость. Это так важно в нашей жизни».
Виктор Эрихович, мы все желаем Вам здоровья, бодрости и счастья!
PS. О судьбах наших земляков можно прочитать в книге «Дети репрессированных о времени и о себе».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

20