Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

12.09.2019 10:27 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 06.09.2019 г.

Тамбовка была железнодорожной станцией?

Автор: В.И.Толмачёва, инициатор экскурсионного маршрута З.БЕЗБОРОДОВА, участники экскурсии

Экскурсия по малой Родине

В экскурсии, в день Тамбовки по военно-полевой железной дороге-узкоколейке, проходившей по южной стороне Тамбовки с середины 30-х до 1953 года, с интересом поучаствовали 25 человек.

Американская карта тех лет

В их числе четыре семьи. Эта экскурсия готовилась ко дню Тамбовки по инициативе районного Совета женщин. Образовалась инициативная группа в составе очевидцев М.Ф.Гончарова, К.А.Требурт, А.Г.Вертаковой, Ю.М.Саковского, краеведа Л.П.Топорковой, историка И.И.Щукина, И.Г.Новиковой и автора этой статьи В.И.Толмачёвой. Предварительно мы трижды проехали по следам узкоколейки. Транспорт предоставляла администрация района, жители села. Нашлись исторические материалы, публикации. (Л.П.Топорковой, В.М.Ландика и др.). У нас появилась копия карты, где проходила узкоколейка, снятой американской разведкой в довоенное время. Мы искали следы железной дороги, которые местами затерялись среди жилой застройки, пустырей, бывшего кирпичного завода, сенопункта и т.д. Нашли полуразрушенные склады на ХПП, к которым подходили вагоны для погрузки зерна.

Вот что рассказала об узкоколейке нам Л.П.Топоркова: «С середины 30-х годов в целях укрепления обороноспособности Амурской области, обеспечения быстрой и надёжной доставки военных грузов, людских ресурсов… по территории Тамбовского района началась прокладка однопутной железной дороги-узкоколейки от станции Березовка через Лозовое, Толстовку, южную часть Тамбовки, затем через реку Гильчин (в районе Пятилетки) на Жариково и до Константиновки.

Объект был режимным, строго охранялся…. В годы войны военно-полевая дорога №4 работала с предельной нагрузкой.

В 1952 году движение по железной дороге было прекращено, а в 1953 сняли рельсы». Много интересного рассказала Людмила Павловна, её рассказ дополнили Иван Иванович Щукин, Михаил Фёдорович Гончаров, Клара Антоновна Требурт. Мы проехали по тем местам, где проходила дорога в Тамбовке, делали остановки и слушали воспоминания старожилов.

Получилось целое краеведческое расследование. С каким энтузиазмом участвовал с нами Михаил Фёдорович Гончаров, который помнит точно, где проходила узкоколейка. Работая в колхозе, он не раз ходил по узкоколейке «лопатить» зерно на ХПП. Бывал на станции, провожая брата до Березовки.

Клара Антоновна Требурт вспоминала, как через мост в детстве они перебирались по рельсам на другую строну Гильчина за цветами и ягодами, но это уже в мирное время, когда узкоколейка не охранялась. Юрий Михайлович Саковский рассказал об отце, который работал на железной дороге путевым обходчиком, представил его фото и трудовую книжку, в которой имеется запись о приёме на работу начальника управления ВПЖД-4 капитана Иовлева.

Экскурсия была интересной с самого начала, первых дорог в Тамбовке, затем остановились у развилки автотрассы Константиновка-Благовещенск и полевой дороги на Толстовку, бывшей узкоколейки, которая далее шла на Лозовое, Дмитриевку и Березовку. Доехали мы до ул. Электрической, где ясно видна насыпь, на которой лежали рельсы. Мы постояли на этой насыпи, «прикоснулись к истории». Всю войну с Японией в 1945 году железная дорога безотказно служила 2-й дальневосточной Армии и гражданскому населению. По ней перевозили раненых в госпиталь, расположенный в Тамбовке. Краткую информацию об экскурсии мы изложили в буклете «Военно-полевая железная дорога №4», который раздали каждому участнику экскурсии. В буклете есть рассказ Л.П.Топорковой «Листая страницы истории», воспоминания старожилов, рассказ В.М.Ландика «Станция в степи», фотографии. Вёрстку выполнила Ирина Геннадьевна Новикова.

Экскурсию просили повторить жители сёл Толстовка, Лозовое и жители Тамбовки. Нашлись ещё очевидцы тех лет. Расследование исторического прошлого Тамбовки продолжаем.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

282