Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

07.02.2019 10:09 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 05 от 08.02.2019 г.

Об этом помнит вся семья

Автор: Е.ЛЕСНОВ, 11А кл., МБОУ Тамбовская СОШ

Больше 30 лет прошло с того времени, когда в почтовом ящике мой дедушка нашел последнее письмо из Афганистана. В графе «Адрес отправителя» родной рукой был указан город Кабул. Тогда, в 80-х годах прошлого века, в Афганистане служил его племянник, двоюродный брат моей мамы и мой дядя – рядовой Вепрев Андрей Васильевич.

А все начиналось так… В ноябре 1987 года в небольшом городке Ирбит Свердловской области 18-летний деревенский парнишка Андрей Вепрев вместе с другими ребятами был призван в ряды Советской Армии. Спецнабором группу новобранцев сразу увезли в Екатеринбург (хотя обычно призывников отправляют в Егоршино). По прибытии в областной центр молодым ребятам был задан один вопрос, который и решил судьбу многих из них: «Желаете или не желаете служить в Афганистане?» Андрей ответил согласием. Затем – учебка в Новороссийске. Полгода военной подготовки. Молодых ребят обучали вождению, готовили водителей для штаба армии.

А дальше настал тот день, когда военным самолетом советских солдат перебросили в Афганистан.

Андрей служил в Кабуле в 1-ой роте при штабе армии, в охране. Так и текли военные будни. О них Андрей Вепрев рассказывать не любит. И хоть и говорит, что многое забыл, все родные понимают, что он просто не хочет лишних вопросов. Равно, как и все те, кому пришлось столкнуться лицом с войной. А было все: новые армейские друзья, наряды, обстрелы, страшные потери боевых товарищей…

«Десять лет я молчал… Молчал про все… В газетах писали: полк совершил учебный марш… Провел учебную стрельбу… Мы читали, и было обидно. Наш взвод сопровождал машины. Машину можно отверткой пробить, для пули она – мишень. Каждый день в нас стреляли, нас убивали. Убили рядом знакомого парня… Первого на моих глазах… Мы еще мало знали друг друга… Из миномета стреляли. Умирал он долго, в нем сидело много осколков. Нас узнавал. Но звал не знакомых нам людей…»

«… К чужой смерти я привык, а собственной боялся. Видел, как от человека в одну секунду ничего не остается, словно его совсем не было. И в пустом гробу отправляли парадную форму. И чужой земли насыплют, чтобы был нужный вес… Хотелось жить… Никогда так не хотелось жить, как там. Вернемся из боя, смеемся. Я никогда так не смеялся, как там. Старые анекдоты шли у нас за первый сорт…»

«… Пуля натыкается на человека, ты слышишь характерный мокрый шлепок. Знакомый парень падает лицом в низ, в едкую, как пепел, пыль. Ты переворачиваешь его на спину: в зубах зажата сигарета… Она еще дымится… Я не готов был стрелять в человека… Я из мирной жизни… Первый раз действуешь как во сне: бежишь, тащишь, стреляешь, но ничего не запоминаешь, после боя не можешь рассказать…

Через две – три недели ты уже другой человек… Этот человек при виде убитого уже не испугается… Спокойно будет думать, как стаскивать его со скалы и тащить километры…

…Для людей на войне в смерти нет тайны. Убивать – это просто нажимать на спусковой крючок. Нас учили: останется живым тот, кто выстрелит первым. Таков закон войны…»

Из книги С. Алексиевич «Цинковые мальчики»

Это сейчас, когда все родные съезжаются в отчий дом в д. Соколово, события тех лет вспоминаются без слез. А тогда, чуть больше 30 лет назад, об этом говорили полушепотом. Все очень гордились нашим Андреем, но еще больше боялись… боялись потерять… Как теряли другие матери своих сыновей и дочерей, жены – мужей, дети – отцов. Переживали, поддерживали друг друга, радовались каждому письму и редким улыбкам его мамы Алевтины, в то время как где-то другие матери проливали слезы у гробов погибших в Афгане детей.

«… Иногда сижу дома, думаю, и вдруг слышу ясно: «Мама, не плачь». Оглянусь – нет никого. Продолжаю дальше вспоминать. Вот она лежит… Яма уже выкопана, уже земля готова ее принять. А я стою перед ней на коленях: «Доченька моя милая! Как же это случилось? Где ты? Куда ты ушла?» Но она еще со мной, хотя и в гробу лежит. В земле…»

Из книги С. Алексиевич «Цинковые мальчики»

Вся родня облегченно вздохнула только когда в начале 1989 года стало известно, что Андрей в России, успешно дослуживает в Мурманске. А в октябре 1989 года он живым и здоровым вернулся домой.Счастью не было предела, вся большая родня приехала в село встречать солдата.

Теперь, как напоминание о том, что забыть невозможно, небольшой армейский альбом. Там молодой дядя Андрей в солдатской форме, улыбчивые лица сослуживцев, в большинстве таких же молодых ребят, как и он сам…

Среди наград дяди Андрея Грамота Президиума Верховного Совета СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан», медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», врученные в далеком 1988 году, орден «Слава воину-афганцу», медаль в ознаменование «XXV-летия выполнения боевой задачи в Афганистане», юбилейные медали «В память 25-летия окончания боевых действий в Афганистане», «XXV лет вывода Советских войск из республики Афганистан», медаль «За заслуги» и другие.

А большой юбилейный «Афганский альбом» «ОПДП» (отдельный парашютно-десантный полк) собрал воедино множество фотографий, которые сохранились у тех, кто служил в Афганистане, здесь есть и фотографии из личного альбома дяди Андрея.

«… Нас зовут «афганцами». Чужое имя. Как знак. Метка. Мы не такие как все… Уже говорят, что это была политическая ошибка. А я там кровь оставил… Свою… И чужую…»

Из книги С. Алексиевич «Цинковые мальчики»

15 февраля 1989 года. Эта дата вошла в историю как День вывода Советских войск из Афганистана. По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, и те, кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые происходили на территории Афганистана, укладываются в одно емкое слово – ВОЙНА. Война, которая никогда не должна повториться. Священна эта дата и для дяди Андрея. Каждый год в этот день он и несколько его сослуживцев встречаются в Ирбите у памятника воинам-интернационалистам, чтобы возложить цветы и почтить память погибших однополчан.

Не должны забывать об афганской трагедии и мы. И мы обязаны помнить о тех, кто честно исполнял свой долг, рискуя жизнью ради мира на земле.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

11