Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

03.05.2018 13:27 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 04.05.2018 г.

Поклонимся великим тем годам

Автор: О.КУТУЗОВА

Фото автора

27 апреля в Тамбовском РДК прошел традиционный слёт детей войны.

 В числе делегатов был и житель Толстовки ГВОЗДЕВ Евгений Семенович, сын погибшего на полях сражений в 1942 году Гвоздева Семена Васильевича, чьё имя значится на памятнике погибшим землякам. Почтить память отца и возложить цветы к мемориалу в райцентре – сыновий долг Евгения Семеновича. Многодетный Семён ушел на фронт в начале войны, оставив на жену Анну свою мать и четверых малолетних детей, младшему из которых было лишь несколько месяцев. Через год Гвоздевым пришла похоронка…

– Я надолго пережил своего отца, – говорит сын фронтовика. Он навеки остался молодым — 31-летним. Мама подняла нас всех… Замуж она больше не вышла.

Колхозница Анна Максимовна Гвоздева, сев за трактор, заменила ушедших на фронт мужчин и стахановским трудом доказывала свою преданность Родине. Работала на ферме, в поле. Так жили тогда тысячи женщин.

Почетным гостем районного мероприятия была и жительница Николаевки Александра Федоровна НЕСТЕРОВА – узница фашистских концлагерей. Их небольшое село Девица в Воронежской области оказалось оккупированным в первые месяцы войны.

Ужасы фашистского плена для Нестеровых начались летом 1942 года, когда полицаи и немецкие солдаты погнали жителей в неизвестность. Не всем удалось увидеть конец пути. Изможденных, обессилевших оккупанты ту же пристреливали, спускали овчарок, обливали бензином и поджигали. И эти живые факелы оставались лежать вдоль дороги, а живые пленники колонной шли вперед – до железнодорожной станции, откуда в грузовых вагонах, стоя, в жуткой духоте, без воды предстояло ехать до места назначения. Когда состав остановился, многие падали замертво. Выживших отправляли партиями в неизвестном направлении.

Малолетняя Шурочка с мамой и братом попали в село Барановку, где им предстояло провести год. Мать угоняли на земляные работы… Как их освободили, Александра Федоровна не помнит. Помнит, как хоронили узников. Назад возвращались в тех же вагонах, что и прибыли. Домой попали осенью 1943-го и о пережитых испытаниях старались никому не говорить.

У каждого делегата прошедшего слёта своя история, все разные и в то же время схожие. И так трудно пришедшим было выразить обычными словами то, что на душе и сердце. Их долг – передавать эту память ныне живущим вместе с любовью и гордостью за свою Отчизну, родной край.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

6