Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

03.05.2018 14:29 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 17 от 04.05.2018 г.

Это было... было...

Автор: 3.БОБРИКОВА, с. Гильчин, Тамбовский район

Чем дальше от нас военные годы, тем дороже воспоминания очевидцев. Несколько эпизодов военного времени из жизни сибирской деревни – глубинки тыла, как тогда выражались, рассказала мне моя мама. Вот этот рассказ.

В 1943 году приехала она из г. Красноярска после детского дома к своей тете Прасковье в с. Николаевку Ермаковского района Красноярского края. В то время тетя Прасковья находилась на лесозаготовках с бригадой женщин. Это была дородная женщина с суровым выражением лица, с косой ниже пояса. Занимала Прасковья Павловна должность председателя колхоза, называвшегося «14 расстрелянных красных партизан», имела пятерых детей, но приютила и дочку ушедшего на фронт брата.

Николаевка в то время испытывала большие трудности, как и вся страна. Все жители стремились внести свой вклад в победу, помочь фронту: сеяли и обрабатывали табак, вязали варежки, перчатки, носки, посылали все это на фронт.

Деревня эта находилась в таежной местности. Женщины пилили лес на дрова, отправляли большими возами для походных кухонь. Некоторые семьи, включая детей, растили на собственных делянах просо, лен. Просо обмолачивали, крупу отправляли в детские дома, хотя сами переживали голод. Несколько дворов собирали одну посылку. Для своей семьи заготавливали черемуху, большие семьи набирали по большому мешку. Ее мололи на муку, в зимнее время заваривали кипятком, – это заменяло повидло.

Колхоз выращивал рожь, но зерно колхозникам не выдавали – отправляли на фронт. Кроме черемухи заготавливали калину, развешивали кистями на потолке, и также замораживали, чтобы кушать зимой. Заготавливали грибы, смородину. На заготовки уходили на весь день в основном дети и старушки.

Село находилось по-над берегом реки Оя, полноводной, с прозрачной водой – настолько чистой, что на небольшой глубине видны были разноцветные камни. В реке водилось много рыбы, особенно пескарей. Через Ою ходил паром. Летом и осенью на пароме каждое утро в 5 часов переплавляли нерабочую скотину (молодняк), взрослую же скотину использовали на полевых работах, заготовке леса, пасли ее в позднее время и обеденный перерыв.

У тетки была корова Сорока — надежда всей семьи. Кормилица весной и осенью всегда была в работе. Вечером ее выпускали пастись в лес. На каждой корове был колокольчик – ботало, чтобы не потерялась.

Летом и осенью все работоспособные жители Николаевки работали на полях. Когда убирали хлеб, молодежь с полевого стана домой не приезжала, только в воскресенье по очереди – помыться в бане, постирать, отдохнуть немного от тяжелого труда. Поднимались с рассветом, работали дотемна.

В уборочную страду работали и ночами, подключая к работе и подростков. Подростки помечали подсчитать снопы и складывать в скирды, не отказывались ни от какой работы. Двенадцатилетние дети считались полноценными работниками. На полевых станах кормились картофелем (жители села всегда весной вновь перекапывали огород в поисках перезимовавшей картошки – голод заставлял), вареной фасолью.

Дети приносили с собой в поле сумки, содержимым которых были паренки (пареная свекла), пышки из муки, смолотой жерновами (отходы пшеницы шли на кашу, а к той, что ближе к муке, добавляли вареную фасоль, тертый картофель, замешивали на дрожжах или на тесте). Были те пышки жесткими, но казались очень вкусными.

Женщины и дети ходили за грибами на Кошачью гору, так называлась она почему-то в народе. Дети копали там корень солодки, который копать было очень тяжело он уходил глубокого в землю, использовали его вместо сахара. Собирали также ягоду – моховку, кислицу, а на болотах, что недалеко от Кошачьей горы, собирали клюкву.

Использовали в пищу и травы, для лечебных целей собирали березовые почки и листья, корешки аира использовали для лечения желудочно-кишечного тракта, а также для бытовых целей – обычно красили одежду, в основном детскую.

На взгорье, где мало леса, собирали траву, именуемую в народе теплушкой, из нее делали щетки: после длительного отпаривания она разбухала, делалась очень мягкой, ею мыли полы. Некрашеные полы раз в неделю драили песком.

С районным центром связывались по самой большой необходимости (взять необходимую справку, в больницу, встретить возвращающегося с фронта). В основном ходили пешком. Летом это было не совсем безопасно, так как иногда путника ожидали разомлевшие на солнышке змеи. Поэтому пешеходы брали на всякий случай с собой палку, стараясь ею стучать, если видели пенек, полагая, что за ним притаилась змея. Но от таких встреч страдали, в основном, не люди, а змеи — наиболее смелые и осмотрительные попросту убивали змею.

Провожали на фронт и встречали с фронта всей деревней, деля с земляками и горечь утраты, и радость встречи. Запомнилось, как пришел с фронта муж тети Прасковьи — дядя Егор, полностью потерявший после контузии слух. Всю неделю шли к нему со всего села люди – кто пытался поговорить, отчаянно жестикулируя руками, кто просто обнимал и целовал его и счастливую Прасковью, плакали.

Он говорил тогда, что чувствует себя как бы виноватым, что вернулся живым, даже с руками и ногами: многие женщины смотрели на тетю Пpacковью откровенно завистливым взглядом. Были случаи, когда возвращались без ног или рук. Так было и с Анисимом. Он был еще не старый, но многое ему было недоступно по причине отсутствия рук. Жена его плакала, испытывала и радость, и чувство горечи. Сам он в первое время говорил: «Зачем я тебе такой?» Жена ему отвечала: «Ты мне дорог всякий – хоть без рук, хоть без ног».

Жить как-то нужно было, ведь у Анисима с женой были дети. Вскоре нашлась ему и работа. Устроили его на конюшню старшим конюхом. Во всем Анисиму помогали сельские ребята, прибегала даже малышня: за честь ребятня считала запрячь лошадь, убрать за него, а то и скрутить Анисиму папироску, за что он был очень благодарен. Один скручивает папиросу, другой выбивает кремнем искру, так как в то время не то что зажигалки – спички редко у кого были.

Отдыхали так: девушки вязали, вышивали, некоторые пряли на самопрялках, напевая песни. Парни сидели, слушали песни, лузгали семечки, а после вечеринки провожали девушек домой. Зачастую парни были моложе девушек, так как взрослые все были на фронте. Чаще же девушки ждали свою судьбу с фронта, но далеко не всем посчастливилось дождаться.

Деревня жила однообразной, но целеустремленной жизнью, цель, как и у тех, кто на фронте, была одна — победить врага, выстоять, несмотря ни на какие трудности. И ним помогала фронту, внося свой неоценимый вклад в общее дело победы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4