Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

18.01.2018 14:05 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 02 от 19.01.2018 г.

Возвращая доброе имя

Автор: Материал предоставлен Л.М.Журавлевым

В ноябре 2017 года Тамбовская районная общественная организация «Ассоциация жертв политических репрессий» отметила свое 15-летие. Приехавший на встречу с тамбовчанами секретарь комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при правительстве Амурской области Л.М.Журавлёв сообщил об установлении новых имен невинно осужденных и казненных жителей Тамбовского района.

В числе людей, вышедших из небытия, житель Николаевки, отец семерых детей Александр Дмитриевич Карташов, приговоренный к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией имущества – 2 апреля 1938 года.

Из обвинительного заключения следует, что по материалам, поступившим в Амоблуправление НКВД, Александр Дмитриевич Карташов, 1887 года рождения, являлся активным участником Зазейского кулацкого восстания, после ликвидации которого обвиняемый имел тесную связь с японскими разведывательными органами, занимался вербовкой военнослужащих, одновременно вёл антисоветскую агитацию, направленную на развал колхозов. Все вышеизложенное подтверждено показаниями свидетелей.

Допрошенный А.Д.Карташов показал, что в японскую разведку он был завербован в 1919 году белым прапорщиком Просвировым, от которого получал ряд шпионских заданий по сбору сведений о Красной Армии. После 1924 года Карташов, будучи в Маньчжурии, куда ездил как контрабандист, связался с японским агентом под русской кличкой «Иван», которому он дал ряд шпионских сведений, а также укрывал того по его прибытии на территорию СССР с целью шпионажа.

По заданию «Ивана» Карташов в японскую разведку завербовал военнослужащих Кузнецова Павла, Жалкова Павла и Неутасова Константина (последний покончил жизнь самоубийством). От них он получил ряд сведений о состоянии дотов, военных частей, которые передал японскому разведчику.

В деле сохранилась и нелестная рукописная характеристика А.Д.Карташова, данная председателем сельсовета с. Николаевка.

«А.Д.Карташов, 1887 г.р., социальное положение крестьянин, колхозник колхоза «Производственная смычка» Тамбовского района с 1935 года, до вступления был середняком.

Карташову был дан план посева, как и всем единоличникам, от которого он категорически отказался, мотивируя тем, что у него не имеется семян. Одно время Карташов направлялся сельсоветом на подготовительные работы по сплаву леса. Последний категорически отказался поехать. На основании вышеизложенного за отказ от посева, а также от лесосплава по распоряжению председателя РИКа у Карташова была произведена опись имущества.

Карташов в николаевское сельпо сдавал маслопоставки для государства. На что было указание сдавать только топленое. Его жена сдала вместо масла творог, а поверхность была покрыта тонким слоем топленого масла.

Во время коллективной продажи хлеба государству Карташов не пришел на общее собрание, а после стал доказывать, что решение собрания колхозников неверно, говорил председателю колхоза тов. Гурянову, что коллективно хлеб, то есть зерно, продавать не будет, а продаст сам.

Карташов, работая в колхозе меньше, чем в своем единоличном хозяйстве, не однажды поднимал шум в сельпо о том, что неверно отпускаются товары. Были моменты, когда он стоял в очереди, и ему не досталось некоторых товаров. Карташов шумел, что товары забирает правление сельпо да председатели, а нашим колхозникам не достаётся.

Тот, кто работает, как бык, а в магазине ничего не покупает, стал предъявлять требования к председателю колхоза: «Дай мне катанки, тогда буду работать». Карташова не раз приходилось видеть в пьяном виде и недовольным как правлением колхоза, так и сельсоветом. Ранее Карташов был крепко связан с кулаком Глуховым, так как его жена А.Карташова является дочерью кулака. Глуховы в данное время сосланы.

До вступления в колхоз Карташов в летний период косил очень много сена, а зимой совместно с Глуховыми возил его на рынок в Благовещенск, где и брал большие деньги. В то же время Карташов говорил о том, что колхозники летом сено косят, а зимой скот кормить нечем, а у нас и для продажи хватит сена, и своя скотинка в теле».

Справедливость восторжествовала в феврале 1961 года, когда Военная коллегия Верховного суда СССР поставила вопрос об отмене приговора в отношении А.Д.Карташова. Дополнительной проверкой было установлено, что Просвиров, по показаниям осужденного завербовавший его в японскую разведку, был осужден в 1927 году, в шпионаже не обвинялся и никаких показаний в отношении Карташова не давал.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

10