Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 27.10.2017 г.

Груз воспоминаний А.Я.Морозова

Я родился 6 марта 1919 года в селе Козьмодемьяновка Тамбовского района Амурской области. Рос предпоследним ребенком в большой крестьянской семье. Семья моего отца, Морозова Якова Кирилловича, переселилась на Дальний Восток из Тамбовской губернии в конце XIX века. В то время он был совсем молодым парнишкой.

 У папы было 4 сестры. Семья моей матери, Плахотиной Марины Ивановны, из-под Полтавы. У мамы было 3 сестры и брат. Познакомились и поженились мои родители уже в Козьмодемьяновке.

Помню себя где-то с 5-летнего возраста. Семья была большая, 11 детей, двое из которых умерли в раннем детстве. Мои старшие братья уже были женаты и имели своих детей, а жили все вместе. Мама, Марина Ивановна, была женщиной строгой, и в семье ей все подчинялись.

Очень хорошо помню свою бабушку Акулину, маму моего отца. Она жила вместе с нами. В деревне ее все звали «бабушка Касатка», потому что она ко всем обращалась «Касатик, Касатик». Была маленького роста и очень ласковая. Дети ее все любили. Папа мой, Яков Кириллович, характером пошел в бабушку, был покладистым, добрым, отзывчивым человеком.

В деревне наша семья имела надел земли. Работали все: и стар, и млад. Помню, ранней весной чуть забрезжит рассвет, а я с отцом, со старшими братьями Васей, Ваней и Гришей уже на пашне. Посадят меня на лошадь, привяжут, чтобы сонный не свалился вниз, я и погоняю коня целый день. Вот еще одна картинка из раннего детства. Кусочек сахара мама выдавала только по большим праздникам. По праздникам варила компот из диких яблочек, груш и черемухи. Наварит большую кастрюлю, даст по кружке, а остальное — под кровать. А мне-то, 5-летнему пацану, так хотелось еще попить компотику. Я улучу момент — и под кровать, напьюсь вдоволь и незаметно, чтобы никто не увидел, обратно. А мама потом удивляется и спрашивает: «Леня, ты не знаешь, почему компот закончился так быстро?»

Дети начинали работать с раннего возраста. Но дети есть дети, находили время и на игры, и на проделки. Моим главным воспитателем был брат Гриша. Он был старше меня на 10 лет. Я бегал за ним хвостиком, не отставая ни на шаг. А ему хотелось поиграть со своими друзьями-мальчишками в те немногие свободные часы, которые оставались от работы в поле. Но иногда пацаны использовали мой малый возраст с пользой для себя. В нашей деревне лавчонку держал китаец. И у него в бочке были конфеты-липучки.

«Ленька, ребята сейчас будут отвлекать китайца, кричать ему «фазан, фазан», он разозлится и побежит за нами, а ты в это время шмыгни за прилавок и набери за пазуху липучек». Что 5-летний Ленька проделывал с удовольствием, и был очень горд, что выполнил задание старшего брата и заслужил уважение его друзей. Потом только до бани живот был липким и сладким.

Когда в 1930 году до Козьмодемьяновки докатилась разнарядка на раскулачивание, наша семья попала под это «колесо». А какие мы были кулаки? Вся наша большая семья работала в поле от зари до зари, взрослые и дети. Достатка особого не было. Но и то, что наша семья имела, большевики отобрали. Папу, маму, меня и младшую сестренку Машу выслали на север Амурской области. Папа там вскоре и умер. А мама заболела тифом и была на грани смерти. Я попал в детский дом в Юхте, а моих сестер и братьев, что были постарше, разметало по всему Советскому Союзу. После детдома я устроился в городе Свободный в пароходстве. Плавал по Зее на пароходе в качестве помощника механика. Перед войной призвали в армию. Попал я в Приморский край, недалеко от Уссурийска, село Михайловка, в танковый полк. Когда началась война, меня направили на учебу в Хабаровск на курсы лейтенантов. А через месяц весь полк был переброшен на фронт. Не доезжая до передовой, состав был разбомблен фашистскими бомбардировщиками. Все мои полковые товарищи погибли. После окончания курсов меня направили для прохождения дальнейшей службы в Амурскую область, недалеко от станции Березовская. Моя часть принимала участие в войне с Японией.

Женился я в 1944 году на Кате Супрун. Она работала у нас в части в офицерской столовой. После войны демобилизовался из армии и вернулся с женой в Свободный на свое прежнее место работы в пароходство. В 1948 году у нас родилась дочь Люда, а в 1951 году — Лена. В 1949 году меня опять призвали на военную службу и направили служить на корабли Краснознаменной Амурской флотилии в город Хабаровск. Служил я на корабле «Перекат», затем на штабном корабле «Амур» командиром БЧ5, затем командиром корабля. Демобилизовался в 1970 году в звании капитана 3-го ранга. Награжден Правительственными орденами и медалями: орденом Красной Звезды (дважды), медалями «За отвагу», «За безупречную службу», «За победу над Японией» и др.

Дочь Л.Д.Морозова: Папа умер внезапно 1 октября 1979 года в возрасте 60 лет.

Ни папа, ни старший брат Василий, ни одна из его сестер никогда не возвращались в село Козьмодемьяновка: слишком тяжелые воспоминания связаны с этим местом. Рана, нанесенная в детстве в 1930 году при раскулачивании их семьи, и в 1937 году, когда были расстреляны два брата, Ваня и Гриша, не зарубцевалась до конца их жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

10