Меню
16+

Общественно-политическая газета «Амурский маяк»

04.06.2015 10:08 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 21 от 05.06.2015 г.

2 июля космодрому «Байконур» – 60 лет

Автор: В.СУВОРОВ, ветеран космодрома «Байконур»

Тема космодрома для Амурской области сейчас особенно актуальна. Идет активное строительство младшего брата «Байконура» – космодрома «Восточный». Уже в конце текущего года планируется запуск первой космической ракеты. Практически готов к эксплуатации стартовый створ. Для коллектива редакции газеты «Амурский маяк» эта тема еще близка и потому, что уже несколько лет мы дружим с ветераном «Байконура», бывшим инженером-испытателем, 25 лет прослужившим на космодроме, Михаилом Адамовичем Яшуковым.

Михаил Адамович выходец из Тамбовского района, родился в селе Муравьевка (где и поныне живут его родные), учился в Муравьевской школе. На Байконур попал из армии, проходил на нем службу на должностях заместителя командира роты, заместителя командира части по политической работе, инженером-испытателем, старшим инженером-испытателем. Был секретарем партийного комитета испытательного управления универсальных ракет, секретарем парткомитета ракетно-испытательных частей Байконура.
В настоящее время полковник в отставке М.А.Яшуков живет в городе Владимире и возглавляет Совет ветеранов космодрома Байконур.
– Мы внесли свой немалый вклад в работу по испытанию ракетно-космической техники и освоению космического пространства на космодроме Байконур. На полигоне мы жили, служили, растили детей. Мы помним старты, жару и пыль, тюльпаны Байконура в степи, круг друзей и мотовоз. Однако время берет свое, прошли годы службы и седина серебрит виски. Но мы по-прежнему верны Байконуру, он в нашем сердце навсегда – написал в письме в редакцию М.А.Яшуков. – Слава Байконура – это наши дела, и несмотря на возраст, мы принимаем участие в пропаганде достижений космоса и военно-патриотическом воспитании молодого поколения.Михаил Адамович передает большой привет своим землякам-тамбовчанам и желает всем счастья, благополучия и удачи.

У истоков космодрома

11 апреля 1961 года меня включили в группу по обеспечению режима секретности при выполнении важного государственного задания. По приезду на боевой комплекс мы проследили весь путь, подготовленный к старту ракеты, от МИКа до установки ее на пусковой стол. После успешной «заправки» расположились в финском домике у подножия стартовой площадки. Вся подготовка к запуску происходила на наших глазах. Под утро к нам зашли трое мужчин в штатском и один в форме генерал-полковника. Это были академики С.П.Королев, М.В.Келдыш, А.Г.Иосифян, а также председатель государственной комиссии К.Н.Руднев. На стартовой площадке началось оживление. Подъезжало высокое начальство, в том числе и Маршал Советского Союза К. С. Москаленко. Поднялись по лестнице на стартовую площадку и наши «ночные гости». К месту старта подъехал голубой автобус. Из него вышли четыре офицера и два человека в оранжевых скафандрах! Это были Юрий Гагарин и Герман Титов. Далее с участием космонавтов прошел короткий митинг. Затем по наружному лифту Юрий Гагарин и два офицера поднялись и помогли усадить космонавта в кабину. Выполняя инструкцию, я выехал в район эвакуации личного состава. И был там, когда ракета «пошла». Все, кто были в этом районе, офицеры, солдаты, женщины военнослужащие и штатские люди дружно кричали «Ура! До свидания, Юра!». Видимо режим секретности был нарушен дежурными телефонистками. После удачного полета первого человека в космос на полигон обрушился поток разных наград. Главной же для всех байконуровцев наградой стала причастность к этому эпохальному событию.

Байконур отправил в космос 202 человека (на 01.02.2015г.), 118 человек — СССР, Россия + 84 человека — граждан зарубежных государств, не допустив при стартах РН гибели ни одного человека. На полигоне за все годы было испытано, отработано и запущено 40 различных типов ракет и их модификаций, все они были рекомендованы для принятия на вооружение и постановку на боевое дежурство и эксплуатацию в интересах исследования космоса. 142 основных типов космических аппаратов и их модификаций (в т.ч. 34 межпланетных станций), 18 типов стартовых сооружений.
За всю историю космодрома было произведено: — со СП 1173 пуска межконтинентальных баллистических ракет, 1450 ракет-носителей (30% от всех пусков РН в мире). Были случаи, когда за одни сутки осуществлялось 3-4 пуска. В 1966 году полигон произвел 122 пуска, в 1968 — 111 пусков (наибольшее количество пусков за один год).
За последние 10 лет со стартов Байконура было осуществлено около 170% всех запусков в России. За прошедшие годы было выполнено 1500 изобретений, около 3000 научно-исследовательских работ, более 20000 рационализаторских предложений, защищены 3 докторские и 200 кандидатских диссертаций. С таким напряжением не работал и не работает ни один космодром мира.
За 60 лет космодром Байконур посетили представители более 50 государств мира. Вместе с нашими пахарями Вселенной они работали в МИКах I на стартовых позициях, учились у них мастерству, перенимали опыт.
Такой открытости, радушию, такому гостеприимству может позавидовать любой космодром мира.

Создание Байконура

Первый период истории Байконура — этап его организации, строительства, монтажа и подготовки к испытаниям охватывает период с 12 февраля 1955 года (день выхода постановления правительства о создании НИИП-5) до 15 мая 1957 года 1 (день пуска первой МБР). Это наиболее трудный и героический период в истории Байконура, когда была создана испытательная база полигона, подготовлен к испытаниям личный состав, созданы минимальные бытовые условия для личного состава полигона и их семей, а также для командированных представителей промышленности и Министерства обороны.
За короткий период с конца марта до начала июня 1955 года в голой и раскаленной летом пустыне были сосредоточены военно-строительные бригады и отряды численностью более 3000 человек. Начальником строительства был назначен полковник Г.М.Шубников. Первостроитель Байконура — выдающийся инженер-строитель Г.М.Шубников (01.05.1903 — 31.07.1965гг.) родился в Ессентуках. В 1932 г. окончил Ленинградский институт промышленного строительства. До войны строил объекты первых пятилеток, в войну — укрепрайоны на Дону и у Сталинграда, переправы на Днепре, мост на Висле. После войны восстановил и построил крупные мосты в Германии и Европе. Он же построил величественный мемориал на кладбище наших воинов в Трептов-Парке в Берлине. Потом был Донбасс, аэропорт в Ташкенте и вот теперь — звездный час и вершина — полигон Тюра-Там (будущий космодром Байконур). Шубникова отличали глубокие знания и огромный опыт, мудрость, изобретательность и инициатива, творческий поиск, неутомимость и железная воля. Трудно даже теперь понять, как можно было построить основные сооружения Байконура менее чем за два года. А они ведь работают и сейчас! Под стать Шубникову были и другие руководители и строители: С.А.Алексеенко, К.П.Баландин, А.В.Березин, В.Т.Варфоломеев, Г.И.Груев, Н.М.Гурович, Г.Д.Дуров, З.Я.Есипович, Е.И.Николаев, М.С.Перютин, М.И.Скляров, Ф.Ф.Собко, А.А.Ткаленко, М.И.Халабуденко и др. Несмотря на существовавший тогда двухлетний цикл заказа материалов и оборудования, грузы для строительства на станцию Тюра-Там сразу пошли сплошным потоком. Строительный Главк в Москве использовал для этого все имеющиеся резервы. Героическим трудом строителей в лютые морозы и в летнюю жару основные сооружения полигона, включая полномасштабный измерительный комплекс, были построены и приняты под монтаж в октябре 1956 года. За это короткое время были построены: стартовая и техническая позиции для испытаний ракеты Р-7, два пункта радиоуправления, девять измерительных пунктов в районе активного участка траектории и 6 в районе квадрата падения ГЧ, радиопередающий и радиоприемный центры. Были построены линии правительственной, дальней и внутриполигонной связи, шоссейная и железная дороги, водовод, высоковольтная и телефонная линии к старту и МИКу, три жилых городка в стартовом районе, один на базе падения и 12 на ИПах. СП. Королёв, принимая сооружения полигона, сказал Шубникову: «Вижу, Георгий Максимович, что вы умеете хорошо и быстро строить».
После Шубникова начальниками строительства на Байконуре были: И.М.Гувич с 1965 г., В.Ф.Орехов с 1975 г., Г.М.Питалев с 1978 г., А.А.Фёдоров с 1980 г., В.Макарычев с 1986 г., С.Л.Чухров с 1990 г., В.В.Дробышевский с 1992 г., А.А.Дементьев с 1998 г.
Параллельно со строительством на НИИП-5, в Москве, на полигоне Катин Яр и на полигоне Тюра-Там в короткий срок формировались части и подразделения полигона. Начальником полигона был назначен выдающийся военачальник гвардейских минометных частей и соединений на фронтах Великой Отечественной войны, а позже организатор и начальник научно-исследовательского института реактивной техники Министерства обороны (НИИ-4) и начальник реактивного факультета академии им. Дзержинского, гвардии генерал-лейтенант артиллерии А.И.Нестеренко. Он очень много сделал для быстрого создания полигона, качественного размещения и строительства его объектов, высококачественного обучения и подготовки личного состава. Организационно-штатная структура полигона была определена 2 июня 1955 года директивой Генштаба. Приказом Министра Обороны СССР от 03.08.1960 в ознаменование создания полигона установлен день годового праздника — 2 июня.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

183